Скандинавская мифология

ИггдрасильМне хотелось бы познакомить вас с этой необыкновенной мифологией. В предыдущем посте, посвященном Скандинавской мифологии, я лишь дала небольшой отзыв о книге с аналогичным названием, теперь же напишу о самом явлении более подробно. Уверена, что для многих это окажется очень интересным.

Как и многие другие народы древности, первобытные скандинавы обожествляли окружающий их мир, усматривая в каждом природном явлении вмешательство каких-то необыкновенных, могущественных существ, злых и добрых, в зависимости от того, вред или пользу приносило им это явление. Сама борьба между отдельными стихиями воспринималась ими как столкновение этих существ, из которых одни выступали как защитники людей, а другие как их враги.

В мифологии Скандинавии носителями злого начала являются великаны – хримтурсы, символизирующие две наиболее грозные стихии – мороз и огонь. Им противопоставлены боги – асы, олицетворение тепла и света, создатели солнца и других небесных светил. Асы — это основная группа богов, возглавляемая богом Одином. Помимо них существуют также ванны (боги плодородия), светлые и черные эльфы, карлики (цверги), низшие женские божества – валькирии, дисы, норны. Стоит ли описывать каждого из богов скандинавского пантеона? Это, конечно, очень интересно, но к сожалению сложно дать о них представление в двух словах, писать же о них более подробно — займет слишком много места...

Начать стоит с самого начала — сотворения мира, как его представляли древние скандинавы.

Сначала не было ничего. Была лишь одна огромная черная бездна Гинунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм (там господствовал вечный холод и мрак), а к югу – царство огня Муспелльхейм  (там было тихо, светло и очень жарко). Но в царстве туманов забил родник Хверьгельмир. Его потоки превращались в лед, но родник бил не переставая и достиг наконец Муспельхейма, где лед начал таять. Искры, вылетавшие из царства огня, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда из бездны поднялся великан Имир – первое живое существо в мире. В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног родился шестиглавый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов – хримтурсов, жестоких и коварных, как лед и пламя, их создавших. В одно время с великанами возникла гигантская корова Аудумла. Она и кормила великанов, сама же облизывала соленые ледяные глыбы. Из этих глыб вышел могучий гигант Бури. Его сын Бор взял себе в жены великаншу Бестлу, и она родила ему трех сыновей-богов: Одина, Вилли и Ве.

Они восстали против жестокого Имира и после долгой борьбы убили его. Все остальные великаны и корова Аудумла утонули в его крови, остался лишь внук Имира Бёргельмир, который на лодке уплыл со своей женой.

Боги сделали из тела Имира землю в виде плоского круга и поместили среди огромного моря. И земля была названа Мидгард (Средняя страна). Из черепа Имира братья сделали небосвод, из костей – горы, из волос – деревья, из зубов – камни, а из мозга – облака. Каждый из четырех углов небосвода боги свернули в форме рога и посадили туда ветра – Нордри, Судри, Вестри и Аустри. Из искр Муспелльхейма были созданы звезды.

Сотворив мир, братья задумали его заселить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева – ясень и ольху. Из них они сотворили мужчину (Аск) и женщину (Эмбла).

Для себя же боги построили страну высоко над землёй и назвали её Аусгард, а себя Асами.

Все миры соединяет Иггдрасиль – Мировое Древо (гигантский ясень). Он является структурной основой древнего германо-скандинавского мифического мира. На вершине его сидит мудрый орел, а между его глазами – ястреб Ведрфёльнир (полинявший от непогоды). Корни его гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск (грызозуб) – посредник между «Верхом» и «Низом». На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюмир (с дубовыми кончиками рогов) и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы (дворец Одина, где пируют умершие воины).

У Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники (Урд, Хверьгельмир и др.), там живут норны и поливают корни водой из источника судьбы, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Медвяной источник Мимира питает мировое древо, и сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза питает молоком павших в бою воинов.

Суровая мифология, не правда ли?

Комментарии через В Контакте

Комментарии

  1. Алексей:

    Увлекаюсь мифологией, по-моему практически любая мифология интересна, во-первых, потому что присутствует элемент фантастики, во-вторых, потому что интересно узнать, как раньше мыслили люди.

    ... 30th Март, 2011
  2. Кабаков Иван:

    Статья хорошая, блог тоже отличный!

    Увлекался в юности сильно мифологией!

    ... 5th Апрель, 2011
  3. :)Анастасия:

    Кабаков Иван: Благодарю. С течением времени мои взгляды на мифологию менялись: в детстве это просто увлекательные сказки, в юности — мифология позволила больше узнать о наших предках и их формировании представления о мироустройстве. Сейчас же мифология представляет для меня интерес как неотъемлемая часть нашего общего культурного наследия.

    ... 5th Апрель, 2011
  4. Воронцов В.А.:

    Новый взгляд на природу мифа изложен в монографии Воронцова В.А. «Природа языка и мифа», с которой можно познакомиться бесплатно на сайте www.tatfolk.ru/materials.htm

    ... 7th Октябрь, 2011

Оставить комментарий

Введите Имя*:
Введите E-mail*:

Ваш комментарий:




* Поля, обязательные для заполнения.