«Облачный атлас» Дэвид Митчелл

Отзыв о произведении «Облачный атлас» в этот раз объединит как рецензию на книгу «Облачный атлас» (автор: Дэвид Митчелл, 2004 год издания), так и на одноименную экранизацию 2012 года.

Оба эти творения оказали на меня очень глубокое впечатление, и мне бы хотелось, чтобы больше современных книг и фильмов передавали хотя бы часть похожих идей, и, возможно, повлияли бы на нашу жизнь и на наши мировоззрения.

Сюжет «Облачного атласа» включает в себя 6 историй, которые происходят в разное время с разными воплощениями одной души, и показывают путь, который ей приходится пройти через века и реинкарнации.

А главная тема и книги, и фильма – на мой взгляд, это тема свободы и ответственности за наш выбор и путь. Безусловно, карма и судьба здесь играют значительную роль, но это лишь то, что предопределяет события вокруг героев (героя?) и являются связующим звеном в череде будущих событий. Но обо всем по порядку.

Начнем с книги Дэвида Митчелла «Облачный атлас»

Знакомство с оригинальным произведением я начала через два года после просмотра фильма, поэтому литературное произведение заполнило все «белые пятна», оставленные киноверсией, но и продемонстрировало, что не все истории обязаны кончаться хэппи-эндом.

Как бы то ни было, книга построена по следующей схеме:

6 самостоятельных историй представлены в зеркальной последовательности – поочередно мы знакомимся с пятью сюжетами, оканчивающимися на половине повествования, шестую читаем в полном объеме, после чего в обратном порядке идут вторые половины историй. Они выстроены в хронологическом порядке, и сначала идут от прошлого к будущему, а затем обратно возвращаются к прошлому. Читать проще, чем объяснять.

1. Тихоокеанский дневник Адама Юинга. Это дневник американского нотариуса, который рассказывает о его приключениях и путешествии на острова Тихого океана в 1849 году. О его знакомстве с доктором Генри Гузом, который становится его другом и «целителем», а также с беглым невольником Аутуа, чье участие в его судьбе имеет колоссальное значение.

2. Письма из Зедельгема. Переписка 1931 года молодого начинающего композитора и романтичного распутника Роберта Фробишера со своим возлюбленным Сиксмитом. В поисках славы и денег он устраивается секретарем к признанному композитору, не подозревая, какие его ждут достижения и разочарования.

3. Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей. Здесь события происходят в 1975 году, в американском городе, где Луиза знакомится с постаревшим Руфусом Сиксмитом – физиком-ядерщиком. Вскоре он погибает при необычных обстоятельствах, после чего Луиза с головой погружается в таинственное расследование заговора на атомной станции, где работал Сиксмит.

4. Страшный суд Тимоти Каведиша. Комедийная история о злоключениях пожилого издателя – нашего современника, живущего в Лондоне. В свои преклонные годы Тимоти Кавендиш вынужден спасаться бегством от гангстеров, он пережидает опасность в отдаленном шотландском пансионе «Аврора». Но главный герой и не подозревал, что его «спасение» станет для него на самом деле самым страшным испытанием за всю жизнь.

5. Оризон Сонми-451. Антиутопический мир будущего, государство Ни-Со-Копрос. Население четко разделено на классы, низшим звеном являются фабриканты – клоны, созданные для тяжелой работы, прислуживания, развлечений и т.д. Главной героиней истории становится одна из миллиона девушек-прислужниц, ставшая объектом эксперимента и втянутая в страшные политические жернова, не оставляющие ничего от тех, кто идет против системы.

6. Переправа возле Слуши и все остальное. Далекое постапокалиптическое будущее, главный герой Закри – житель Островов – рассказывает о днях своей юности: жизни своего племени, наследии когда-то великого прошлого, которое поклоняется богине Сонми. После Катастрофы, большинство людей на Земле погибло, а те, что выжили, вернулись к примитивному образу жизни.

Как связаны все эти истории? Каждый новый герой случайно (или, скорее, это было предрешено?) знакомится со своей предыдущей жизнью через книги, письма, музыку, фильмы… Так, Роберт Фробишер читает книгу «Тихоокеанский дневник…», а Луиза Рей становится обладательницей личной переписки Сиксмита и Фробишера, в свою очередь Тимоти Кавендиш получает рукопись «Периоды полураспада», а Сонми-451 посмотрела единственный фильм, и этим фильмом стал «Страшный суд Тимоти Кавендиша».

Но что связывает их судьбы? Их выбор и их действия, когда-то уже совершенные ими в прошлом, в другой жизни, и оказывающие влияния на их настоящую жизнь? А, возможно, они на своем уровне меняют мир к лучшему? Каждый герой своего времени становится участником борьбы за свободу. Не таким «современным» борцом, которых сегодня можно встретить на многочисленных митингах и которые мнят, что их в чем ущемляют… Нет-нет, это совсем другое.

Адам Юинг знакомится с печальной историей открытия новых земель и племен, их порабощения «цивилизованными» людьми или другим более сильным племенем, а дальше в его судьбе появляется выбор – помочь рабу или стоять в стороне и смотреть на его смерть. Поступая в соответствии со своими принципами и взглядами, он спасает и свою жизнь, и, возможно, запускает необратимый процесс событий, которые будут происходить в его будущих жизнях…

Так, через много лет, Сонми-451 станет ключевой фигурой в развитии всего человечества, пусть и не спасет его от «жажды власти, денег, всего и побольше» и последующих катастроф. Как можно спасти мир от самих людей?

Мы можем соглашаться с утверждением «побеждает сильнейший» и жить по законам джунглей, или выбирать сотрудничество, принципы взаимопомощи и взаимоуважения между отдельными людьми и народами. Интересно, чего может достичь человечество, выбрав второй вариант?

Добавлю еще пару слов о том, как написан роман. Для меня его язык был непрост, особенно адаптированный под  дневник джентльмена XIX века и эпистолярный жанр. После просмотра экранизации я ожидала, что в книге будет больше юмора и счастливых развязок, здесь же оказалось больше отсылок к истории мировой литературы и музыки. А я, как хорошо сказал Тимоти Кавендиш, соответствую тому типу женщин, которые достаточно начитаны, чтобы знать цитаты, но не настолько, чтобы знать, откуда они. Поэтому текст иногда мне казался несколько «громоздким».

Полагаю, что он весьма и весьма многогранен и я упустила массу нюансов. Однако мир будущего и имя главной героини пятой истории, точнее, ее порядковый номер «451», явно отсылает нас к антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». И действительно, антиутопический мир очень похож на тот, что описал Брэдбери.

К слову, «Облачный атлас» — это третий роман автора — Дэвида Митчелла. Ах, совсем забыла – почему книга называется именно так? В каждой истории герой так или иначе размышляет о том, как душа человека, подобно облаку, меняет свой облик-реинкарнацию, оставаясь сутью, и встречает другие души, в нескончаемом небесном путешествии.

Экранизация «Облачный атлас»

Первый раз смотреть фильм «Облачный атлас» очень-очень непросто, а посмотрев, я решила, что больше к нему не вернусь. Второй раз все стало становиться на свои места, истории проясняться, и оказалось, что фильм не так уж плох. В третий раз я по настоящему влюбилась в этот фильм!

Дело в том, что все 6 сюжетных линий, которые в книге просто следуют друг за другом, в кино переплетены настолько, что в первый просмотр ты хватаешься за голову и кричишь «Помедленнее!! В чем тут дело?». Картины прошлого, настоящего, будущего сменяют друг друга в немыслимом танце, 6 завязок, кульминаций и концовок идут в одном ритме, нагнетая и усиливая свой эффект.

Итак, смотреть первый раз совершенно не понятно и сложно, но если вы выдержали 3 часа, посмотрите фильм еще раз через несколько дней или пару недель. Именно повторные просмотры позволяют оценить прелесть этой экранизации.

Я полагаю, что это одна из совершенных экранизаций в истории переложения книг на «киноязык». Режиссеры и сценаристы выделили и подсветили основные мысли и сделали их более осязаемыми, передали саму суть романа, а это, я уверена, просто ювелирная работа – просто прочитайте оригинал, и вы согласитесь со мной. Отсекая второстепенные линии и оставляя «экстракт» историй, они не потеряли смысл и идею книги.

К особым заслугам я отношу превосходный язык и перевод фильма, возможно, именно из-за перевода книги я не оценила художественный язык оригинала, фильм же можно просто разбирать на цитаты. Юмор, сочность сюжета, отличный язык, потрясающе красивый фильм… Что добавить? Великолепная идея с использованием одних и тех же актеров во всех шести сюжетах!

Это, правда, вносит небольшой сумбур – посмотрев только фильм, может показаться, что все  герои, сыгранные одним актером, проходят собственный кармический путь. К примеру, герой Тома Хэнкса – от зловещего доктора Гуза, повторяющего свой главный закон «В один присест сильный слабого съест» и другие противоречивые образы, в итоге в истории про Закри усмиряет своего внутреннего демона.

Так я считала до чтения книги. Хотя, похоже, что фильм действительно построен по такому принципу: злодеи из воплощения в воплощение остаются злодеями, положительные герои – так же улучшают мир, а другие искупают ошибки прошлых воплощений и меняют свою судьбу. И этот трюк с одним актером в каждой истории – отличный ход. К слову, все актеры просто бесподобны, им удалось создать весьма колоритные, сочные образы, если так можно выразиться.

Также в фильме больше счастливых развязок и любовных линий: Адам и Тильда, Кавендиш и Урсула, Хэ Чжу Чен и Сонми, в конце концов, Мерами и Закри. И в целом, фильм кончается на более оптимистичной ноте… В этом залог успешного голливудского блокбастера, и за это мы их и любим!

С другой стороны, кино получилось довольно кровавым и чрезмерно натуралистичным, видимо, чтобы зритель не забывался. Однако, при повторных просмотрах натурализм отходит на второй план, просто становясь частью цельного действия. Зато приятная графика, интересные декорации будущего и в целом визуальная составляющая прекрасны.

Этот фильм можно смотреть снова и снова, находя для себя новые интересные нюансы сюжета. Так, в киноверсии герои снова и снова попадают в одни и те же места, чего сначала я не заметила: Тимоти Кавендиш приезжает в «Аврора Хаус», который в прошлом оказывается замком композитора Вивиана Эйрса.

Я бы не написала весь этот гигантский отзыв о произведении, которое не стоит прочесть и посмотреть. Так что я настоятельно вам рекомендую сделать и то, и другое! И как можно быстрее!!

Спасибо, что дочитали до конца)

Комментарии через В Контакте

Комментарии

  1. Влад:

    Действительно очень достойное произведение.

    Но обилие сюжетных веток и подробностей может отпугнуть многих читателей. Но стоит прочесть треть книги... и дальше уже не оторваться.

    ... 22nd Ноябрь, 2014

Оставить комментарий

Введите Имя*:
Введите E-mail*:

Ваш комментарий:




* Поля, обязательные для заполнения.