«Кукушата Мидвича» Дж. Уиндем

Кукушата МидвичаВ этом блоге уже имеется отзыв об одном из романов Джона Уиндема — «Дне Триффидов» — лучшем, по моему мнению, произведений писателя. Однако Уиндем написал еще несколько романов, ставших классикой научной фантастики. «Кукушата Мидвича» — один из них. Роман был написан в 1957 году и стал последним в череде «звездных» романов Уиндема. Напомню, что Джон Уиндем — мастер создавать мир постапокалипсиса, описывать привычную жизнь на самом краю бездны. Не буду интриговать дальше, чуть-чуть о сюжете «Кукушат Мидвича»:

Мидвич — тихая английская деревушка, где никогда и ничего не происходило до дня, который был назван Потерянным днем. Те 24 часа все живые существа просто проспали. Деревня была будто накрыта невидимым куполом: любой человек, птица или животное, вступив в «зону поражения» падали без чувств, пока не были вытащены за пределы этого невиданного купола. Каким бы странным ни было подобное явление, Потерянный день подошел к концу, и все спавшие — проснулись.

По прошествии определенного времени, в деревне началась паника — все девушки и женщины, проспавшие странный день, оказались беременны. Дети, появившиеся в результате необъяснимого вмешательства в жизнь мирной деревушки, отличались от обычных людей золотыми глазами и, что более важно, телепатическими способностями.

Вскоре опасения жителей Мидвича подтверждаются — дети представляют гораздо большую опасность, чем казалось сначала. Они управляют людьми, обеспечивая себя безопасностью и знаниями до поры до времени. До того, как придет время поработить все человечество, и карать его за сопротивление...

Джон Уиндем остается верен себе и в этом романе снова ничего не объясняет с технической стороны: как действовал купол, кто эти Дети и как и зачем именно они появились. И читатель знает ровно столько же, сколько любой другой житель Мидвича — им не так важно кто и как их захватывает, сколько что же будет дальше. Картина раскрывается постепенно и захватывающе, вырисовывая единственно верный вариант развязки.

Одним из минусов писателя отмечу его пристрастие к длинным рассуждениям от лица героев о морали, о человеке, о мире в целом. Подобные философствования занимают немалую часть романа и, на мой взгляд, не делают его лучше. Не могу сказать того же о «Дне триффидов», где подобные рассуждения были к месту, более обоснованы и интересны.

А вот художественная ценность романа высока и не вызывает никаких сомнений в профессионализме и великолепном вкусе автора. После произведений Джона Уиндема, где язык просто превосходен, где описания дают непередаваемое представление о происходящем, где юмор оттеняет и делает четче самые серьезные моменты, где каждое слово имеет вес и свое место. Читать после этого современную прозу просто невозможно, не говоря о популярной фантастике, посвященной постапокалипсису. Позаботьтесь о своем чувстве прекрасного — читайте Уиндема.

Одной из характерных черт творчества Джона Уиндема является его ярая нелюбовь к СССР. Напомню, что 1950-е годы, в которые были написаны самые известные романы автора, как и «Кукушата Мидвича», — это время Холодной войны. СССР устрашал Запад, порождая химер там, где не доставало знаний о том, на что действительно способно правительство непредсказуемой заснеженной страны. Это довольно грубое представление немного задевает при прочтении. Так, в «Кукушатах Мидвича» в СССР произошел аналогичный случай с массовым рождением золотоглазых завоевателей. Ничего не придумав лучше, правительство Советского Союза, узнав об угрозе подросших пришельцев, просто скинуло атомную бомбу на городок, уничтожив и Детей, и мирное население. И в понимании автора это было так естественно... Хотя чего еще ждать от страны, где было уничтожено столько невинных людей в годы репрессий. Уиндема можно понять.

И, напоследок, об экранизации «Кукушат Мидвича». Первый фильм по мотивам романа вышел в 1960 году под названием «Деревня проклятых». Этот фильм я не смотрела, о нем сказать ничего не могу. Вторая экранизация: «Деревня проклятых» или «Проклятье деревни Мидвич» 1995 года. Из книги в фильме остается, естественно, только общий сюжет, зато ужасы показаны в десятикратном размере. В кино по мнению режиссера, видимо, нельзя передать ощущения катастрофы, если только не показывать женщин, засовывающих руки в кипяток или выжигающих себе глаза. Фильм откровенно плох.

Поэтому — читайте! Наверно, нельзя сказать, что Джон Уиндем создал что-то кардинально новое в фантастике, но писатель он превосходный.

Комментарии через В Контакте

Оставить комментарий

Введите Имя*:
Введите E-mail*:

Ваш комментарий:




* Поля, обязательные для заполнения.